Владимир Кудряшов: «Зима — лучший контролер»

Город усиленно готовится к зимнему сезону. Управляющие компании с самой весны принимают участие в масштабных санитарных уборках. Проведена большая, во многом кропотливая работа по ремонту домов, благоустройству придомовых территорий. И все ради безопасности и благополучия жителей. Справилась со своими задачами и управляющая компания «Ремжилзаказчик». О том, каких результатов удалось достичь, какие проблемы стоят сегодня перед жилищными организациями, рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ООО «УК «Ремжилзаказчик» Владимир Кудряшов.

— Владимир Иванович, ваша компания обслуживает 647 домов. Это же почти целый город средних размеров. Как же управиться с таким объемом?

— Если измерить точно, площадь в 2 миллиона 700 метров жилья на нашем попечении. Зима лучше любого контролера проверяет качество подготовки жилых домов к отопительному сезону. Поскольку зимы на Урале бывают серьезные — минус 40 градусов и ниже, относиться к этому необходимо крайне серьезно. Ведь если даже один дом будет подготовлен плохо, то это может вызвать цепную реакцию и без энергоресурса рискуют остаться сотни жителей. В морозных условиях этого допустить нельзя.

— Понятно. Ваша задача — четко снабжать население коммунальными ресурсами.

— Снабжают ресурсами поставщики — коммунальные организации. Жилищные организации обслуживают инженерные сети, оборудование внутри многоквартирного дома, чтобы ресурс беспрепятственно дошел до потребителей. И если уж говорить о работе по подготовке к отопительному сезону, мы полностью заменили 44 бойлера, отремонтировали 32 кровли, отладили систему отопления в 14 домах. В 54 домах отремонтировали инженерные сети ХГВС.

Получили паспорт готовности 20 сентября, как положено. Большая работа проведена. По статье «Текущее содержание и ремонт» содержатся и двери в подъездах, и окна, и пружины на дверях, и почтовые ящики, и швы на стенах — все это требует огромного внимания. Это не мелочи. На их обслуживание только в этом году было потрачено 100 миллионов рублей. Выполняют эти работы у нас 12 подрядных организаций, которые мы ежедневно контролируем.

— Насколько часто устанавливаете пластиковые окна в подъездах?

— Проводим работу с собственниками домов. И они участвуют в софинансировании, оплачивая 50 процентов стоимости. Это одно из мероприятий по энергосбережению. Становится не только уютно, красиво, но еще и тепло. А это уже другое качество подъездного пространства.

— Как вы оцениваете качество работы подрядных организаций во время подготовки к отопительному сезону?

— Все подрядные организации справились с поставленными задачами. Это проверенные партнеры, которые обслуживают и содержат жилой фонд, проводят текущий и капитальный ремонт.

— Замена бойлеров относится к категории капитального ремонта. Когда появляется необходимость его замены?

— Срок его службы 10 лет. Если он не выдерживает гидравлических испытаний, то подлежит замене. Собственникам важна надежность и безопасность, и мы должны ее обеспечить.

— Как вы можете охарактеризовать состояние жилого фонда на подведомственной территории?

— У нас достаточно старые дома. Процентов 70 из них успели перешагнуть 40-летний рубеж. (А по всем нормативам дом должен капитально ремонтироваться раз в 20 — 25 лет.) Но в период кризисных 80 — 90-х не ремонтировались. Есть дома с еще большим сроком эксплуатации. Вот недавно выезжали на дом вместе с главой администрации города Сергеем Викторовичем Давыдовым. Здание по адресу: ул. Пушкина, 27а, построено в 1936 году.

Капитального ремонта здесь никогда не было. Естественно, электропроводка древняя. Провода висят еще на роликах в тканевой изоляции. Перегородки деревянные, и распределительные коробки в подъезде — тоже. Ничто в этом доме не соответствует современным стандартам. В те годы, когда его строили, расчет был на одну лампочку в 40 свечей. А сейчас у людей по два телевизора, холодильник, стиральная машина, чайники и так далее. И таких домов в России еще много. Когда зимой жильцы начинают включать отопительные электроприборы, опасность возникновения нештатной ситуации возрастает.

— Среди множества коммунальных проблем есть еще одна — срок службы лифтов и лифтового оборудования.

— Лифты в большинстве зданий уже отходили свои 25 лет. Замена лифта в подъезде стоит примерно полтора миллиона рублей. У нас работает 512 лифтов. Из них две сотни требуют замены. Вышел срок. Пока поддерживаем лифты в технически исправном состоянии. Делаем ремонт и вписываем этот факт в технический паспорт, что позволяет продлевать срок службы на пять лет. Но это не решает проблемы кардинально. А срок в пять лет пролетает в один миг. Нерешенные вопросы только продолжают накапливаться. Через пять — десять лет это будет не 200, а 400 лифтов.

В этом году заканчивается действие 185-го Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части капитального ремонта. Мы смогли поменять 20 лифтов в домах, потому что добились финансирования, составили проектно-сметную документацию. Можно сказать, что собственникам этих домов крупно повезло. Как дальше будет, трудно сказать.

По федеральной программе в этом году на ремонты нашей компании выделили 64 миллиона рублей. Потратили их не только на лифты. Занимались выносом панельного отопления. Это достаточно распространенная проблема. При проектировании зданий в свое время отопление «загнали» в стены, которые больше обогревают улицу. Сегодня 30 процентов домов построены по такому проекту. Со временем они пришли в негодность, забились. В итоге в квартирах температура стала ниже нормативных показателей.

Коммунальные правила игры

— Сегодня многие управляющие компании находятся в неопределенности: меняется федеральное законодательство, а какие в нем будут приоритеты по коммунальному хозяйству, непонятно.

— На сегодняшний день первое чтение прошел закон о капремонте. Думаю, что до конца года его примут. Тогда станет понятно, на что мы сможем рассчитывать. Без капитального ремонта содержание жилого фонда невозможно.

— Какие варианты решения проблемы существуют?

— Есть идея о создании территориального накопительного фонда, из которого средства будут поступать «по мере надобности» на капитальные ремонты. На сегодняшний день даже появился проект, по которому управляющие компании могут участвовать в этом фонде, открыв «особые счета». Хотя такого юридического понятия, как «особый счет», нет и его надо будет вводить законодательно. По моему мнению, не должны на счетах управляющих компаний накапливаться деньги для ремонта.

Как, впрочем, не должно быть и накопительного фонда. Вспомните кризис 2008 года. На сегодня весь цивилизованный мир, в частности Германия, тоже капитально ремонтирует дома. А источник у них не накопительная система, а банковский кредит. Деньги нигде не лежат, потому что должны не храниться, а работать. Государство могло бы взять на себя покрытие какой-то доли банковского процента на капитальный ремонт.

— Сегодня меняются правила отношений управляющих компаний с поставщиками коммунальных услуг. Все ли устраивает жилищные организации?

— Действительно, есть сегодня правило, по которому ресурсоснабжающие организации поставляют продукт до границ потребителя. А управляющие компании должны купить продукт, собрать с собственников деньги, в течение месяца рассчитаться за поставленные ресурсы. Но это невозможно. Уровень оплаты коммунальных услуг в 2012 году с трудом дотягивает до 92,5 процента.

А управляющая компания должна оплачивать точно в срок все 100 процентов. И это при том, что три-четыре процента жильцов за услуги не платят и не заплатят никогда. К чему приведут новые правила? Управляющие компании через три-четыре месяца просто обанкротятся.

— И как вы решаете создавшуюся правовую коллизию?

— В Челябинске усилиями администрации и инициативы основных управляющих компаний принята немного другая схема. Поставляющие организации насчитывают напрямую свои услуги, собирают деньги сами. Действительно, зачем иметь посредника в виде управляющей компании для получения денег за свой товар? Вот это очень хорошо понимает «Челябэнергосбыт». Их счетчики стоят во всех домах. У них говорят: «Мы поставили свой товар до конечного потребителя, выставили счета. А если кто-то не заплатил, мы и сами знаем, как действовать».

— Вернемся к вашей организации. Как обстоят дела с кадрами?

— Ценим каждого сотрудника, хотя зарплаты у них ниже, чем у коллег из коммунально-ресурсных компаний. Вроде и квалификации, разряды одни, уровни допуска и образование специалистов, но из-за дисбаланса между оплатой за жилищные и коммунальные услуги (20% «жилищников» против 80% «коммунальщиков») — зарплаты соответствующие. Раньше всегда 50 на 50 было. Все же мы находим возможность стимулировать наших работников.

Проводим внутриорганизационные конкурсы. Например, летом награждали отличившихся на городском субботнике. Премируем по случаю профессиональных праздников, успешно выполненных задач. Мы с большим почтением и уважением относимся к тем, кто годами работает в отрасли, заботясь о благополучии жителей.
 
по сведениям сайта "Вечерний Челябинск"