Продлить жизнь жилью — задача УК «Ремжилзаказчик»


Дата публикации: 06.11.2013

23_remzhizakazchik.jpg

Горжилуправление было создано в 1936 году для обслуживания жилья.

Горжилуправление было создано в 1936 году для обслуживания жилья. И со своей задачей его сотрудники, а также их преемники успешно справляются.

Сказываются многолетние традиции, опыт и профессионализм, в буквальном смысле аккумулируемый на предприятии. Запас прочности жилья, заложенный строителями, грамотные специалисты жилищного хозяйства сумели увеличить в два, а то и в три раза.

 

Задали планку

— В 30-е годы в стране полным ходом идет индустриализация, стремительно растет промышленный город, возводится многоэтажное жилье, — объясняет Владимир Иванович Кудряшов, возглавляющий предприятие с 2006 года. — Необходимость создания в этих условиях подобной службы вполне очевидна. Квартиры и инженерные сети необходимо обслуживать и содержать.

В мире нет ничего вечного. Конструктивные элементы зданий, кровля, фасад также изнашиваются. На них есть нормы эксплуатации по времени. К примеру, срок жизни фасада, допустим, около 10--15 лет. Столько же, в зависимости от покрытия, дается и кровле.

— Если дом правильно содержать и правильно эксплуатировать, своевременно проводить ремонтные и профилактические работы, то «жизнь» его существенно продлится. А если нет, то и положенного срока дома могут не выстоять, — резюмирует Владимир Иванович. — Жилой фонд, находящийся на обслуживании нашей управляющей компании, служит тому подтверждением. Новостроек у нас нет, треть домов — постройка 30-х годов прошлого века. И если бы у них не было надлежащего обслуживания, то на их месте давно бы стояли трущобы и развалины.

 

Главное не меняется

Преобразования касались организационных форм: управление, объединение, МУП, ООО. Изначально зоной ответственности Горжилуправления был весь будущий мегаполис. В январе 1983 года оно было преобразовано в производственное управление жилищного хозяйства. Через семь лет в августе 1990 года появилось ПЖРЭО — производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное объединение. Через пять лет было создано МУП «Ремжилзаказчик», а еще через пять лет на его базе была создана управляющая компания.

Но не менялось главное — профессионализм работающих в этой сфере людей. Если в первые годы существования жилуправления недостаток квалификации и опыта компенсировался ответственностью и, пусть это не будет преувеличением, самоотверженностью, то в последующие годы наработанное мастерство стало стандартом высокого качества — визитной карточкой предприятия. Владимир Иванович, который не любит пафосные слова, называет это «образом жизни».

— А что такое мастерство, что такое опыт? Это коллектив, который как губка впитывает традиции, передает их последующим поколениям, — рассуждает генеральный директор. — И надо отдать должное тем руководителям, которые смогли сохранить костяк мастеров, сохранивших и передающих опыт ученикам.

Надо отдать должное и нынешнему руководству. Сейчас Ремжилзаказчик и его генеральный директор Владимир Иванович Кудряшов являются своеобразным брендом, гарантом качества и ответственности.

 

Ремонт капитальный

Традиции традициями, а отношения с собственниками жилья порой приходилось выстраивать с чистого листа. Точнее — прививать бывшим квартиросъемщикам мысль, что именно они владельцы своих квадратных метров и несут такую же ответственность за их сохранность, как и обслуживающая организация. Откровенное иждивенчество и убеждение, что «мне все обязаны», к сожалению, у некоторых собственников сохраняется до сих пор.

— Переломными стали 2007-2008 годы. Вышел 185-й закон, создан фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, началось финансирование капитального ремонта, — вспоминает Владимир Иванович. — Челябинску в первый год на капремонты выделили один миллиард 70 миллионов рублей, а мы освоили 244 миллиона рублей. Это почти 25 процентов от общей суммы, хотя предполагалось, что мы сможем освоить лишь 10 процентов. Проводили общие собрания, встречались с горожанами, и люди, как это ни странно звучит в наши дни, отказывались от этих денег! Закавыка была в пятипроцентном софинансировании. Народ категорически отказывался вносить эти проценты, утверждая, что им должны все сделать абсолютно бесплатно.

 

Кирпичом по окнам

Не делай добра… Кто только и куда только в те годы ни жаловался на Ремжилзаказчик, который вел капремонт, несмотря на сопротивление жильцов. В 2009 году ситуация изменилась и весьма кардинально. Жильцы в буквальном смысле дежурили у дверей управляющей компании, требуя провести в их доме капремонт. Вот только компании в тот год выделили уже 150 миллионов рублей. Но перелом в сознании был достигнут — собственники озаботились содержанием своего жилья, сохранностью имущества, согласны были на софинансирование. Но, к сожалению, время уже ушло.

— Я бы даже адреса перечислил, где сознательность жителей просто радует, — говорит генеральный директор Кудряшов. — Улица Сони Кривой, 77, Энтузиастов, 21 и еще сотни домов, с которыми мы активно и результативно сотрудничаем.

На этом фоне обратный пример — дом № 1 на Барбюса, где в 2008 году сначала была отремонтирована крыша, в следующем году — фасад. В подъездных секциях были установлены витражи из стеклопакетов. А через две недели жалоба на управляющую компанию, мол, не следят они за сохранностью жилого фонда, кирпичом окна бьют. Съездил Кудряшов со специалистами на этот дом, где летом евроокна ставили. Да кирпичом стекло вынесли. Не с улицы хулиганы, а изнутри, сами жильцы!

— Собрал тогда я этих жалобщиков. Говорю, что же вы так относитесь к своему имуществу. Мы потратили государственные деньги, чтобы ваш дом в порядок привести, чтобы у вас было чисто, сухо и тепло. А вы даже не позаботились о сохранности! Я вам больше на окна не дам ни копейки. Сами собирайте и меняйте, тогда ценить научитесь. Соберете деньги, найду вам подрядчика.

Когда Владимир Иванович рассказывал эту историю, вспомнился фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Тот эпизод, когда председатель по душам разговаривает с мужиками, попросив остальных «заткнуть слух». Диалог с жильцами строился в более мягкой форме, поэтому они месяц и ждали, надеясь, что директор изменит свое решение. Но иждивенцев в управляющей компании на дух не переносят.

 

Не гостевыми маршрутами

Меня всегда коробило понятие «гостевые маршруты». Именно гостевые улицы и площади становились приоритетом в работе некоторых чиновником, для которых важным была чистота центральных магистралей и фасадов домов вдоль этих дорог. Проще говоря — пускать пыль в глаза. Жить не для гостей, а для своих земляков, соседей по подъезду — это дано не каждому руководителю.

— Центральные улицы и проспекты, это само собой разумеющееся, что должно быть благоустроено, — рассуждает Владимир Кудряшов. — Но не менее важно, в каком состоянии находятся городские скверы, дворы и площадки внутри домов. Вот уже третий год подряд мы каждое лето активно ведем ремонты и строительство дворовых площадок, делая удобным для жизни город в масштабе двора своего дома. А там должны быть и скамейки с лавочками, и песочницы с качелями, и парковка удобная для машин, и освещение с озеленением.

Каждый проект будущей дворовой площадки согласуется с инициативной группой многоэтажки. Были примеры, когда «инициаторов» было пруд пруди, и один проект переписывали шесть раз. То ширину парковки несколько раз меняли, выгадывая по полметра для каждого автолюбителя, то количество скамеек на площадке. Согласуется с жителями и размещение песочниц, и турников, и грибочков с лавочками. Сейчас капризов стало меньше, многие «хотелки» учитываются уже в проектах. В проекте предусматриваются не только освещение и озеленение, но и водоотведение.

Скрупулезности проектантов и подрядчиков можно только позавидовать — у домов на улице Барбюса, 80 и 82 они по миллиметрам высчитывали угол наклона асфальтового покрытия, чтобы вода уходила в ливневку. Учитывая, что длина двора более ста метров, то строители сработали ювелирно.
На обслуживании в УК Ремжилзаказчик 580 домов. Тех, с которых когда то начинался промышленный Челябинск, сегодня ставших центральной частью мегаполиса, визитной карточкой областного центра. И то, что они так свежо и молодо выглядят, во многом определяется принципами работы предприятия. Их, по заверению Владимира Ивановича Кудряшова, всего два.

— У нас не принято работать плохо. Если ты выполняешь порученное дело, то делай это хорошо. И еще один — надо делать лучше, чем было.

Олег Гошев