Осторожно: лифт! 40% лифтов в Челябинске давно «отметили» своё 25-летие


На днях в пресс-центре «АиФ-Челябинск» обсуждали тему плачевного состояния лифтов на Южном Урале. Кстати, как оказалось, тема острая не только для нашего региона, но и для всей страны.

Даже в психологии уже появился новый термин – лифтофобия. Люди боятся не только тесной кабины, но и того, что она может рухнуть или зажать дверьми.

- Опасения южноуральцев совершенно не напрасны, - заявила в ходе мероприятия директор ООО «ЧелябЛифтМонтаж» Надежда МАКАРОВА. – У нас полно лифтов, которые в силу своего возраста не имеют права эксплуатироваться. Но работать они продолжают. Как думаете, чем это чревато? Снижением безопасности!

При этом, по её словам, в Челябинске никогда не уделяли должного внимания лифтовому хозяйству. Как итог сегодня мы имеем 40% лифтов, которым более 25 лет. Если точнее, это около 3 500лифтов. Ещё два года назад их было на порядок меньше. В программу капремонта эти лифты попадают после 2020 года.

Большим минусом регпрограммы Надежда Михайловна называет тот факт, что она автоматически составляется по годам, то есть в первую очередь учитывается год сдачи жилого здания в эксплуатацию, а вот фактическое его состояние как раз не учитывается. О состоянии лифтов знают только лифтовые предприятия. Да, есть лифты, которым по 35 лет, но они в хорошем состоянии; речь о малоэтажных домах, где лифты мало эксплуатируются. А вот в общежитиях, даже если им по 25 лет, лифты, как правило, на ладан дышат. Но этот факт никем не учитывается.

- Важно не только актуализировать программу, но и призвать самих южноуральцев, являющихся собственниками жилья в многоквартирных домах, к более ответственному отношению к своей же собственности, - говорит Макарова. - Ведь хорошее состояние лифта зависит не только от обслуживающей организации, но и от жильцов! При том, что из всей инженерной инфраструктуры дома лифт – самое сложное оборудование, к нему почему-то самое безответственное отношение! Даже элементарная замена сожженной кнопки в кабине лифта выливается в приличную сумму!

Сегодня на обслуживании компании порядка 600 лифтов УК «Ремжилзаказчик», почти все они находятся в Центральном и Ленинском районах, где наиболее старый жилфонд. Более половины из этих лифтов уже больше тридцати лет. Последний раз «Ремжилзаказчику» поменяли 19 лифтов в 2012 году. В ближайшие годы в программу Регоператора преимущественно попали те дома, где нет лифтов. Напомним, что за счёт средств капремонта на сегодняшний день программа предусматривает только замену лифтов, выполнение капремонта или частичной модернизации не планируется. По всей области в 2016 году планируется замена менее десяти лифтов. Сколько же лет займёт весь процесс?!.

Понятно, что решение проблемы упирается в извечный вопрос отсутствия денежных средств. Несмотря на то, что при капремонте используется оборудование отечественных производителей, оно всё равно дорогостоящее. Немалых денег стоит и диспетчерское оборудование, и расходные материалы. Ориентировочно средняя цена лифта вместе с заменой 1800 тыс. рублей. Эта цифра варьируется в зависимости от этажности и составляет от 1,7 до 2 млн рублей. 40% сметы – это стоимость самой работы.

- Проблема многолетняя, - сетует Надежда Макарова, - мы работаем на грани фола. Сегодня практически все лифтовые предприятия области вынуждены поддерживать лифтовое оборудование за счёт текущих средств его содержания. В рамках планово-предупредительного ремонта отслеживается, что готовится выйти из строя, что пора менять. Вместе с другими лифтовиками мы много лет выступали на эту тему, писали обращения в различные инстанции, в т.ч. на федеральный уровень. Но деньги продолжали распределять так, что до лифтов они практически не доходили. Досадный факт. Между прочим, в Екатеринбурге за один только 2010 год поменяли 1200 лифтов! Целые городские программы по замене и модернизации лифтов разработаны в Тюмени и Новосибирске. Позиция наших властей несколько иная, у них приоритет на ветхо-аварийном жилье. Хотя это тоже можно понять, проблема с ветхо-аварийным жильём тоже долгое время не решалась… Сегодня все лифтовики готовы подключиться к решению проблемы. Но она как обычно заходит в тупик из-за отсутствия финансирования. Я вижу только один выход: власти должны подключаться к проблеме и систематически выделять средства на капитальный ремонт, как это было в Советском Союзе, ну или найти инвесторов. А пока ничего этого нет, мы не возлагаем больших надежд на модернизацию и замену лифтов в старых многоэтажках по программе Регоператора на ближайшие годы.

ДОСЬЕ

«ЧелябЛифтМонтаж» работает на рынке Челябинска с 2007 года. Главным заказчиком предприятия считается управляющая компания «Ремжилзаказчик», которая имеет на балансе 550 лифтов. Также среди партнёров несколько других управляющих компаний и ТСЖ, больницы, образовательные учреждения и другие социально значимые объекты Челябинска и области. Стоит отметить, что «ЧелябЛифтМонтаж» работает по правилам и в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов». Здесь чтут законы по охране труда, регулярно проводят проверки знаний технических работников и, ответственных за эксплуатацию лифтов, лиц по электробезопасности, охране труда.

по сведениям сайта CHEL.AIF.RU